Городской открытый урок по специальности 38.02.04 « Коммерция (по отраслям)» модуль « Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью»
В рамках деятельности Ресурсного центра Колледжа туризма Санкт-Петербурга, в целях реализации инновационной образовательной программы и развития сетевого взаимодействия с профильными ПОУ Санкт-Петербурга 19 марта 2024 года в Колледже туризма Санкт-Петербурга состоялся городской открытый урок по теме «Использование кейс-метода при промежуточном контроле знаний студентов по специальности 38.02.04 « Коммерция (по отраслям)» по профессиональному модулю 01 « Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью).
В мероприятии приняли участие 27 человек: студенты, педагогические работники и представители профессионального сообщества.
Бинарный открытый урок проводили члены Городской творческой группы по реализации ИОП Ресурсного центра, преподаватели высшей категории Колледжа туризма Санкт-Петербурга, Иваненкова Татьяна Евгеньевна и Смирнова Ирина Владимировна.
Занятие проводилось в учебном магазине отделения «Коммерция и строительство». В ходе урока, проводилась Игра по станциям «Торгово-технологического процесса в розничной торговле» для студентов, обучающихся по специальностям «Коммерция (по отраслям)» и «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». В рамках данной игры студенты знакомятся с трудовыми функциями специалистов торгового дела, менеджеров, товароведов-экспертов, что в результате, должно повышать культуру обслуживания покупателей и потребителей, улучшать качество и безопасность реализуемого товара, автоматизировать весь торгово-технологический процесс в торговле и получить улучшение финансово-экономических показателей.
В ходе городского открытого урока преподаватели ознакомили студентов с темой, целями, задачами урока; провели фронтальный опрос по ранее изученным темам, с учетом формирования предпринимательских компетенций. Группа делилась на подгруппы (4-5человек). Каждая подгруппа получила свой кейс (вытягивали билет с № кейса).
Было определено время работы в команде и требования к содержанию кейса:
- Ситуация должна быть приближена к жизни и действительности и оформлена таким образом, чтобы позволяла установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом студента, это является хорошим мотивом к деятельности;
- Ситуация должна быть решаема в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей студентов, по принципу «Здесь и теперь»;
- Ситуация должна содержать проблемы и противоречия.
Студентам были представлены рабочие листки задания по станциям, после чего, студенты отправляются на станции выполнять задания. Каждой станции было присвоено своё название. Преподаватели выполняли функции ведущих и экспертов. В работе команд, можно было использовать части заданий, совмещать их, в зависимости от целей и задач, решаемых на данном учебном занятии.
Среди современных технологий и методов обучения и контроля в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает – кейс-метод. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами приобретаются коммуникативные умения.
Методика использования кейс-технологии заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, в реальной профессиональной практике, и отражается тот комплекс знаний и практических профессионально-ориентированных навыков, которые студентам нужно получить. При этом преподаватель может выступать в роли ведущего в процессе обсуждения кейса, генерирующего вопросы. Использование кейс-метода при изучении коммерческой деятельности является особенно значимым, так как дает возможность применения импровизаций в учебном процессе, и требует максимального приближения студентов к реальным ситуациям и поиску правильных профессиональных решений.
В данном уроке, особенностью кейса, как метода обучения и контроля является то, что он способствует формированию интегральных знаний о коммерческой деятельности и помогает синтезировать знания, полученные в курсах «Маркетинг», «Бухгалтерский учет», «Менеджмент (по отраслям)», «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров». Кейсы по коммерческой деятельности включали в себя: анализ современных методов закупки и продажи товаров, способов уменьшения коммерческого риска, наиболее выгодного выполнения коммерческих операций, помогают нацеливать производителей изготавливать коммерчески выгодные товары высокого качества, учитывая покупательский спрос.
В рамках работы на станциях, студенты выполняли задания и освоили компетенции:
- Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.
- На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
- Принимать товары по количеству и качеству.
- Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.
- Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.
- Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
Преподаватели, оценивая работу студентов с кейсом, отметили, что студенты самостоятельно распределили роли и обязанности, показав тем самым заинтересованность во взаимопонимании и выполнении ответственных заданий для решения конкретных производственных ситуаций.
Таким образом, обеспечение образовательного процесса кейсами на основе междисциплинарных связей в профессиональных модулях и учебных дисциплинах, способствует активизации познавательно – профессиональной деятельности обучающихся, качественной подготовке, конкурентоспособности, что отражено требованиями в новых стандартах ФГОС СПО к будущему специалисту.
После работы на станциях проводилась заключительная дискуссия по теме благополучия и качество жизни. На основании высказываний, путем открытого обсуждения принимались различные точки зрения обучающихся.
По итогам городского открытого урока состоялась дискуссия, в которой обсудили ключевые моменты открытого урока.
Панов Николай Александрович, к.т.н, профессор, заведующий кафедрой профессионального образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования положительно оценили представленный опыт по организации и проведению урока. Содержание учебного материала и виды работ, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности студентов и способствовали реализации поставленных целей и задач. Темп урока был достаточно высоким, психологическая атмосфера урока носила характер сотрудничества и наставничества. Цель урока была достигнута.
Представитель профессионального сообщества, Ерощенко Татьяна Игоревна (ИП Ерощенко Т.И.), специалист по личным продажам, оценила уровень педагогического мастерства по организации проведения урока. Отметила, что в группе сохранялась деловая атмосфера, обучающиеся по мере выполнения заданий переходили от одного вида деятельности к другому. Преподаватели четко рассчитали время, необходимое для выполнения заданий. В заключении были подведены итоги и оценка деятельности студентов в группе. Оценила актуальность и значимость проведения подобных мероприятий в образовательной организации, с привлечением работодателей, что влияет на качество подготовки востребованных специалистов.
Барышева Галина Николаевна, зав. Ресурсным центром Колледжа туризма Санкт-Петербурга, подвела итоги, рассказала о текущей деятельности Ресурсного центра и апробации программ опережающего профессионального обучения.
Данное мероприятие содействует открытию новых возможностей для участников сетевого взаимодействия в рамках Образовательно-производственного кластера и создания условий для совершенствования системы среднего профессионального образования для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в Санкт-Петербурге.
Инфрмацию представила Барышева ГН, зав.ресурсным центром